Дошкольное образование является важнейшим элементом развития человека и становления его личности. До момента достижения ребенком 6-7 лет развивается речь, формируется двигательная и интеллектуальная активность, закладываются важные психические процессы.
В этот период нужно прикладывать усилия, направленные на подготовку ребенка к школе и его социальную адаптацию. В этой статье будут рассмотрены проблемы дошкольного образования детей.
Особенности образования дошкольников
Воспитательная и образовательная работа с маленькими детьми имеет существенные отличия от процедуры обучения ребят школьного возраст. При этом принципы такой работы постоянно меняются, а в настоящее время дошкольное образование должно соответствовать таким критериям:
Индивидуальная работа с ребенком. Дети имеют свои индивидуальные особенности, обусловленные различиями в условиях жизни, спецификой природных качеств и воспитания. При разработке программы занятий необходимо учитывать эти особенности, понимая, что медлительность, стеснительность или невнимательность ребенка – это не недостатки, а индивидуальные качества маленького человека.
Систематичность и обоснованность. Процесс обучения должен строиться последовательно, путем перехода от одной темы изучения к другой. Благодаря этому у детей формируется системное понимание окружающей действительности.
Стабильность обучения. Не следует пытаться наполнить малыша большим объемом информации в кратчайшие сроки. Подача информации должна производиться дозированно. Каждая новая порция знаний поступает после того, как предыдущая тема полностью усвоена.
Наглядность. Любую передаваемую ребенку информацию надо сопровождать визуальными примерами и подтверждением в форме образцов, картинок, примеров.
Основные методы обучения
Дошкольное образование детей является процессом непрерывным и последовательным. Здесь можно использовать три основные группы методов — словесные, наглядные и практические. Они ориентированы на различные сферы восприятия малыша и должны применяться в комплексе.
Для младшей возрастной группы наибольшее значение и эффективность имеют наглядные методы. Все используемые пособия, образцы, предметы должны быть максимально красочными, чтобы привлечь и удержать внимание непосед.
Цель использования словесных методов в том, чтобы пробудить эмоциональную реакцию малыша, стимулировать его к проявлению чувств и своего отношения к информации. К таким способам обучения относят:
- беседу, строящуюся на диалоге между воспитателем и детьми;
- рассказ воспитателя, который предоставляет четкую информацию в режиме монолога;
- рассказ ребенка, демонстрирующий его способность реализовывать свои речевые умения и развивать их;
- чтение, благодаря которому можно существенно расширить знания малышей о среде, их окружающей, а также сформировать умение вдумчиво получать информацию из книг.
- развивающие игры для детей возрастом 5-6 лет можно найти на сайте игроутка.
Не менее важное значение имеет дошкольное развитие ребенка за счет использования практических методов. Воспитателю надо уметь грамотно организовывать подвижные и спокойные игры, устные или письменные упражнения.
Также эффективно моделирование, например, с использованием фигур геометрического типа. При этом можно использовать различные формы проведения занятий – индивидуальную, групповую (до 6 малышей) и фронтальную (свыше 6 детей).
Роль экологического образования
В этот период развития ребенка особое значение имеет формирование его отношения к природе и всему тому, что его окружает. Поэтому развитие образования детей дошкольного возраста должно учитывать необходимость налаживания взаимодействия малыша с окружающим миром.
Интерес к природе, животным и растениям высок в этот период. Прогулки в парк, лес, к реке или озеру будут способствовать комплексному развитию.
Необходимо научить малыша видеть красоту в цветах, листьях, насекомых. Следует также повышать ответственность, показывая как надо вести себя в таких условиях, привлекая к уборке территории, заботе о животных.
В процессе роста детей желательно в процесс обучения вводить изучение научно-популярных источников информации, например, использовать телепрограммы или книги. Целесообразно также организовать и живой уголок, где детки смогут узнать природу ближе, научатся ухаживать за животными и растениями.
Организация дополнительного образования
Обучение ребенка производится в группах или индивидуально, но при этом существует возможность организовать процесс по различным тематическим направлениям – в спорте, музыке, живописи и т.д. В этой деятельности целесообразно активно применять современные авторские программы, которые помогут повысить эффективность обучения.
В процессе такого дополнительного образования можно достичь множества положительных моментов:
- развитие личностных качеств малыша;
- укрепление здоровья;
- совершенствование эстетического, культурного, художественного и других типов воспитания;
- коррекционную помощь в развитии.
В то же время не рекомендуется перегружать детей, желательно постоянно менять занятия, пытаться разнообразить времяпровождение, соблюдая режим учебы и отдыха.
В процессе дошкольного образования создается основа для дальнейшего непрерывного развития человека. Закладываются важнейшие качества – внимательность, усидчивость, любознательность, способность к анализу. Поэтому следует аккуратно подводить малышей к новому важному этапу их жизни.
Фото дошкольного образования детей